Фрагмент для ознакомления
1
Содержание:
1.Библиографический список по теме магистерской диссертации: «Правовой статус Арктики: национальные и международно-правовые подходы» 3
2.Анализ транспортного законодательства в области развития транспорта и транспортной инфраструктуры Арктики 3
3.Анализ научных статей по теме исследования 4
Приложения 5
Фрагмент для ознакомления
2
1.Библиографический список по теме магистерской диссертации: «Правовой статус Арктики: национальные и международно-правовые подходы»
Библиографический список по теме магистерской диссертации представлен в Приложении 1.
2.Анализ транспортного законодательства в области развития транспорта и транспортной инфраструктуры Арктики
Промышленное освоение региона Арктики предполагает развитие транспорта и транспортной инфраструктуры. Технологическая сложность организации транспортных операций в Арктике, а также правовые особенности законодательств приарктических государств определяют необходимость международной кооперации в транспортной сфере.
Правовой статус Арктики закреплён в международных соглашениях. Вся суша, внутренние воды, территориальные моря и исключительные экономические зоны в Арктике находятся под юрисдикцией одного из восьми арктических прибрежных государств: Канады, Дании (через Гренландию), Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. По международному праву Северный полюс и окружающий его район Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране.
Для России важной составляющей юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации - Северного морского пути. У него нет единой и фиксированной трассы, что обусловлено климатическими и гидрологическими факторами. Судоходство акваторий СМП регулируется соответствующим законодательством Правительства РФ и уполномоченным государственным органом - Министерством транспорта РФ.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" содержит ряд особенностей определения АЗРФ, но для целей преимущественно экономического характера . В этом смысле неубедительной предстает попытка "подогнать" теперь под законодательное определение АЗРФ все другие определения региона в действующих актах. И Основы, и Стратегия (которая принята после вступления в силу исследуемого Закона), опирающиеся на собственное определение АЗРФ, призваны решать более широкий диапазон целей и задач (включая военные, геополитические, экологические, социальные в самом разном их понимании), чем вызванные экономическими и некоторыми связанными с ними социальными проблемами региона задачи, несмотря на всю важность последних. Указ Президента Российской Федерации о сухопутных территориях АЗРФ с 5 марта 2020 г. формулирует в целом исчерпывающую по содержанию цель - обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Следовательно, разнонаправленность правового регулирования в названных актах вполне может формально обосновывать разнообразие определений АЗРФ, и в этом смысле создается невозможность констатировать противоречие или несоответствие законодательному определению АЗРФ: для одной цели АЗРФ определяется одна по территории, для другой - другая. По сути же тем самым поддерживается весьма проблемный подход в праве, выражающийся в придании содержания одному и тому же правовому понятию ad hoc. Так, С.А. Боголюбовым использование той или иной дефиниции для целей только конкретного нормативного правового акта связано с проблемой доступности эколого-правовых требований.
Кроме того, цели Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" во многом фактически совпадают и пересекаются с целями, носящими экономический характер, в общем числе целей, которые поставлены для осуществления государственной политики в Арктике в Основах и Стратегии. С этой точки зрения нестыковка по границам АЗРФ, скорее всего, объясняется стремлением государственных и муниципальных органов ввести на территориях максимально возможное число муниципальных образований, в той или иной степени отвечающих характеристикам арктических регионов, соответствующий поощрительный режим развития экономики. Безусловно, специальная поддержка со стороны государства очень важна для всех муниципальных образований
Для эффективного развития транспортной инфраструктуры Арктики необходимы государственная поддержка, эффективная международная кооперация и консолидация политических и экономических ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 29. Ст. 4503.
2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 // СЗ РФ. 2020. N 44. Ст. 6970.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. N Пр-1969 // СПС "КонсультантПлюс".
4. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть I). Ст. 2136.
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 // СЗ РФ. 2020. N 10. Ст. 1317.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 "О Федеральной целевой программе "Мировой океан" // СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 4024.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 3371-р "Об определении участков континентального шельфа Российской Федерации, на которых применяются меры государственной поддержки" // СЗ РФ. 2020. N 52 (часть II). Ст. 8913.
9. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // Собрание законодательства РФ, 13.12.2021, № 50 (часть IV), ст. 8613
10. Положение о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664 // СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3898.
Учебники, монографии, статьи:
11. Антонова, Р. А. Арктическая зона. Проблема определения южной границы / Р. А. Антонова // Modern Science. – 2024. – № 1-2. – С. 14-15.
12. Боголюбов С.А. Развитие экологического права на евразийском пространстве. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2020. С. 161 - 162.
13. Боголюбов С.А. Развитие экологического права на евразийском пространстве / С.А. Боголюбов. Москва: ИНФРА-М, 2020. 432 с.
14. Будникова Е.С. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях / Е.С. Будникова, Л.И. Булгакова, С.С. Занковский; ответственный редактор С.С. Занковский. Москва: Проспект, 2021. 656 с.
15. Воронкова С.В. Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море // Административное право и процесс. 2023. № 3. С. 36 - 41.
16. Дмитриев В.И. Предложения по внесению в российское законодательство изменений, касающихся безопасности мореплавания и защиты окружающей среды // Речной транспорт (XXI век). 2022. № 1 (101). С. 32 - 35.
17. Дубовик О.Л. Правовые аспекты охраны окружающей среды в Арктике / О.Л. Дубовик // Арктика - территория устойчивого развития и сотрудничества. Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития Арктического региона России: материалы научно-практической конференции и круглого стола (г. Москва, 20 октября 2017 г.) / главный редактор А.Н. Савенков. Москва: Норма, 2018. С. 217 - 221.
18. Журавель, В. П. Арктическая зона Республики Карелия: поиск путей развития / В. П. Журавель // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2024. – № 3(39). – С. 100-110.
19. Игнатьева И.А. Минвостокразвития России как орган экологического управления в Арктике // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2020. N 4. С. 55 - 67.
20. Каминский В.Ю., Скороходов Д.А., Турусов С.Н. Показатели экологической безопасности водного транспорта // Морские интеллектуальные технологии. 2021. № 3-1 (53). С. 161 - 170.
21. Коротков В.В., Мельников А.В. Актуальные вопросы информационной безопасности радиосвязи морского и речного транспорта // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2021. № 12. С. 82 - 84.
22. Куватов В.И., Заводсков Г.Н., Колеров Д.А. Оценка эффективности управления безопасностью на объектах водного транспорта // Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России". 2022. № 4. С. 81 - 90.
23. Марков В.П., Хаснутдинов Р.Р. Безопасность на водном транспорте: нормативно-правовые основания // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № С. 205 - 207.
24. Международно-правовые основы недропользования: учеб. пособие / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2007. С. 124 - 125.
25. Правовое обеспечение транспортной безопасности в России / А.И. Сидоркин, Д.В. Ирошников, А.И. Землин [и др.]. Москва: Российский университет транспорта, 2021. 264 с.
26. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях / отв. ред. С.С. Занковский. М., 2021. С. 230.
27. Сиваков Д.О. Правовой режим Арктики и экологическая политика // Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011. С. 130 - 131.
28. Степкин Р.М., Голубятникова Ю.Ю. Риск нарушения безопасности на объектах внутреннего водного транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С. 56 - 59.
29. Транспортная безопасность. Охрана судов: учебное пособие / В.А. Богословский, С.В. Голод, А.А. Ершов. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2021. 180 с.
30. Францкевич М.С. Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2. С. 150 - 156.
31. Хабиров Т.Р., Савченко С.А. Анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке генеральных грузов морским транспортом // Современные проблемы гражданской защиты. 2022. № 4 (45). С. 116 - 124.
Судебная практика:
32. Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 10(2020) (подготовлен Верховным Судом РФ) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370602
33. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020 № 88-5106/2020 // https://www.consultant.ru
34. Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.05.2024 по делу № А51-564/2024 // https://www.consultant.ru
35. Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.08.2022 по делу № А51-20563/2021 // https://www.consultant.ru
36. Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.01.2021 по делу № А51-11061/2020 // https://www.consultant.ru
37. Решение Арбитражного суда Приморского края от 20 апреля 2021 г. по делу № А51-12604/2020 // https://www.consultant.ru
38. Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2022 по делу № А51-3083/2022 // https://www.consultant.ru
39. Решение Арбитражного суда Приморского края от 28 октября 2019 г. по делу № А51-10850/2019 // https://www.consultant.ru
40. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.04.2021 по делу № А59-2642/2020 // https://www.consultant.ru
41. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.11.2021 по делу № А59-2677/2021 // https://www.consultant.ru
42. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.05.2024 по делу № А59-3678/2023 // https://www.consultant.ru
43. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28 декабря 2022 г. по делу № А59-4104/2022 // https://www.consultant.ru
44. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.10.2022 по делу № А59-6975/2021 // https://www.consultant.ru
Электронные источники:
45. Официальный сайт Государственная комиссия по вопросам развития Арктики: http://www. arctic.gov.ru